Программа малого практикума

Составители: заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных профессор Владимир Васильевич Малахов, доцент, к.б.н. Екатерина Валериевна Богомолова

Занятие 1. Амёбоидные протисты

  1. Рисование как метод изучения объекта и зоологический рисунок как протокол исследования. Техника зоологического рисунка.
  2. Знакомство с микроскопом и стереомикроскопом (бинокуляром). Приготовление временного микропрепарата.
  3. Живая Amoeba proteus: морфология, движение.
  4. Foraminifera:
    - одна форма с агглютинированной раковинкой;
    - одна форма с секреционной раковинкой.
    Желательно, чтобы одна из выбранных фораминифер была с однокамерной или двухкамерной раковинкой, а вторая – с многокамерной.
  5. Radiolaria (любая имеющаяся форма, предпочтительно из Polycystinea), скелет.

Занятие 2. Паразитические протисты

  1. Opalina ranarum: морфология живых опалин, их движение.
  2. Trypanosoma sp. как представитель кинетопластид.
  3. Gregarina sp.: скользящее движение одиночных грегарин или сизигиев, морфология грегарин.
  4. Eimeria magna: шизогония в клетках эпителия кишечника хозяина;
    *другие стадии (ооцисты, макро-, микрогамонты).
  5. Plasmodium sp. (демонстрационно): одна из стадий развития плазмодия в эритроцитах.

Занятие 3. Ресничные протисты

  1. Paramecium sp. (P. caudatum): морфология живой инфузории;
    *конъюгирующие инфузории: ядерный аппарат (на готовом окрашенном препарате).
  2. Разнообразие инфузорий – живые инфузории на временных препаратах:
    Stylonichia sp.;
    Stentor sp. (S. coeruleus);
    Vorticella sp. как пример прикреплённой инфузории – демонстрационно;
    *Loxodes sp.

Занятие 4. Губки

  1. Внешний вид губки из класса Demospongia (сухая губка или влажный препарат) – 1 вид.
  2. Sycon sp.: а) поперечный срез: анатомическая организация;
    б) известковые спикулы;
    *амфибластулы.
  3. Geodia baretti: кремнезёмные спикулы (макросклеры разных типов, микросклеры).
  4. Скелет пресноводной губки Ephydatia sp.
  5. *Геммулы пресноводной губки Ephydatia sp.
  6. Euspongia officinalis (туалетная губка): скелет из спонгиновых волокон.
  7. *Стеклянная губка: фрагмент скелета.

Занятие 5. Гидроидные

  1. Hydra sp.:
    внешний вид живой гидры, почкование, движение, раздражимость, питание (предложить студентам самостоятельно покормить гидру науплиусами Artemia). При отсутствии живых гидр можно использовать постоянные тотальные препараты;
    стрекательные капсулы разных типов, выстрелившие и невыстрелившие (давленый препарат щупалец с добавлением синьки);
    *поперечный срез.
  2. Колониальные гидроиды – 1 вид, рекомендуется Coryne. Можно заменить колониями атекатных Pennaria или текатных ObeliaObelia: форма колонии, морфология отдельного полипа, полиморфизм особей в колонии).
  3. Гидромедузы – 1 вид, рекомендуется Coryne или Stauridia.

Занятие 6. Сцифоидные и Кораллы

  1. Aurelia aurita:
    медуза;
    *сцифистома;
    *эфира.
  2. Актиния Aulactinia stella: поперечный срез полипа на уровне глотки.
  3. Скелет колониального шестилучевого коралла – 1 вид: форма колонии и характер её роста, отдельные кораллиты, склеросепты.
  4. Восьмилучевой коралл Gersemia fruticosa:
    поперечный срез полипа на уровне глотки;
    *отдельный полип (готовый тотальный препарат).

Занятие 7. Кольчатые черви

  1. Nereis sp.:
    внешний вид, со спинной стороны; прорисовать можно только переднюю часть и задний конец тела;
    *при наличии материала, показывать нереиса с вывернутой глоткой;
    параподия атокной формы (на готовом препарате).
  2. Дождевой червь Lumbricus sp.:
    вскрытие;
    поперечный срез.

Занятие 8. Панцирные и двустворчатые моллюски

  1. Tonicella marmorea: а) внешний вид со спинной и брюшной стороны;б) поперечный срез через середину тела.
  2. Anodonta cygnea: вскрытие (предварительно рассмотреть строение раковины у живого моллюска): расположение органов мантийной полости, ганглии – церебро-плевральные и висцеро-париетальные; *педальные ганглии во вскрытой ноге.
  3. *Глохидий – из жабр вскрываемых Anodonta или с готовых препаратов.

Занятие 9. Брюхоногие моллюски

  1. Виноградная улитка Helix pomatia:
    рассмотреть вынутого из раковины моллюска, найти основные части тела;
    вскрытие мантийной полости;
    на вскрытии туловища – начальные отделы пищеварительной системы, кольцо нервных ганглиев, буккальные ганглии, гермафродитная половая система;
    радула (на готовых препаратах): небольшой фрагмент.
  2. Дополнительно демонстрируется живая улитка, у которой показывают части тела, щупальца, глаза, работу мускулатуры ноги и выделение слизи у ползущего моллюска, дыхание.

Занятие 10. Плоские черви

  1. Dugesia sp.: внешний вид живого червя, движение.
  2. Dendrocoelum lacteum (или другая турбеллярия) – поперечный срез в передней трети тела.
  3. Fasciola hepatica:
    тотальный препарат с окрашенной пищеварительной системой;
    тотальный препарат с окрашенной выделительной системой.
  4. *Церкарии трематод (любых).
  5. Taenia solium:
    сколекс;
    гермафродитный членик;
    *финны в мышцах промежуточного хозяина – демонстрационно.

Занятие 11. Хелицеровые

  1. Мечехвост Limulus polyphemus (или другой вид): внешний вид со спинной и с брюшной стороны (тагмы, число и морфология конечностей).
  2. Скорпион Buthus eupeus: внешний вид с брюшной стороны.
  3. Клещ Ixodes ricinus:
    внешний вид со спинной или брюшной стороны (готовый микропрепарат);
    *ротовой аппарат (отдельный препарат или с тотального препарата).

Занятие 12. Ракообразные

  1. Речной рак Astacus sp.:
    внешний вид со спинной стороны;
    препаровка конечностей: отпрепарированные конечности расположить по порядку на листе бумаги, подписать.
    Зарисовывать рекомендуется конечности ротового аппарата, одну ходильную ногу с жаберным придатком, копулятивные ножки самца;
    вскрытие: вскрытие жаберной полости, туловищной части головогруди и брюшка.
  2. *Науплиус – планктонная личинка ракообразных. Лучше выбрать для показа науплиусов Copepoda.

Занятие 13. Многоножки и насекомые

  1. Lithobius: внешний вид.
  2. Кивсяк Pachijulus foetidissimus: внешний вид.
  3. Таракан (любой достаточно крупный для вскрытия):
    внешний вид с брюшной стороны с развёрнутыми крыльями;
    вскрытие;
    ротовой аппарат (готовый препарат).

Занятие 14. Нематоды

  1. Угрица Panagrellus redivivus – живые свободноживущие нематоды: строение, движение.
    Можно заменить на Turbatrix aceti, Rhabditis sp.
  2. Ascaris sp.: поперечный срез самки.
  3. *Trichinella spiralis: личинки в мясе.

Занятие 15. Иглокожие

  1. Asterias rubens:
    внешний вид с аборальной и оральной стороны;
    небольшой фрагмент покровов аборальной стороны, крупно (иглы, педицеллярии, кожные жабры);
    вскрытие;
    поперечный срез луча;
    личинка – демонстрационно (постоянный препарат или личинка из фиксированной пробы планктона).

Занятие 16. Зачёт

Зачёт рекомендуется проводить в форме индивидуальной беседы. На зачёте студенты должны предъявить полный комплект оформленных должным образом рисунков по всем занятиям практикума, уметь отвечать на вопросы по рисункам, разбираться в морфологии изученных на практикуме объектов.

В рамках курса проводится конкурс на лучший учебный зоологический рисунок.