Составители: заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных профессор Владимир Васильевич Малахов, доцент, к.б.н. Екатерина Валериевна Богомолова
Занятие 1. Амёбоидные протисты
- Рисование как метод изучения объекта и зоологический рисунок как протокол исследования. Техника зоологического рисунка.
- Знакомство с микроскопом и стереомикроскопом (бинокуляром). Приготовление временного микропрепарата.
- Живая Amoeba proteus: морфология, движение.
- Foraminifera:
- одна форма с агглютинированной раковинкой;
- одна форма с секреционной раковинкой.
Желательно, чтобы одна из выбранных фораминифер была с однокамерной или двухкамерной раковинкой, а вторая – с многокамерной. - Radiolaria (любая имеющаяся форма, предпочтительно из Polycystinea), скелет.
Занятие 2. Паразитические протисты
- Opalina ranarum: морфология живых опалин, их движение.
- Trypanosoma sp. как представитель кинетопластид.
- Gregarina sp.: скользящее движение одиночных грегарин или сизигиев, морфология грегарин.
- Eimeria magna: шизогония в клетках эпителия кишечника хозяина;
*другие стадии (ооцисты, макро-, микрогамонты). - Plasmodium sp. (демонстрационно): одна из стадий развития плазмодия в эритроцитах.
Занятие 3. Ресничные протисты
- Paramecium sp. (P. caudatum): морфология живой инфузории;
*конъюгирующие инфузории: ядерный аппарат (на готовом окрашенном препарате). - Разнообразие инфузорий – живые инфузории на временных препаратах:
Stylonichia sp.;
Stentor sp. (S. coeruleus);
Vorticella sp. как пример прикреплённой инфузории – демонстрационно;
*Loxodes sp.
Занятие 4. Губки
- Внешний вид губки из класса Demospongia (сухая губка или влажный препарат) – 1 вид.
- Sycon sp.: а) поперечный срез: анатомическая организация;
б) известковые спикулы;
*амфибластулы. - Geodia baretti: кремнезёмные спикулы (макросклеры разных типов, микросклеры).
- Скелет пресноводной губки Ephydatia sp.
- *Геммулы пресноводной губки Ephydatia sp.
- Euspongia officinalis (туалетная губка): скелет из спонгиновых волокон.
- *Стеклянная губка: фрагмент скелета.
Занятие 5. Гидроидные
- Hydra sp.:
внешний вид живой гидры, почкование, движение, раздражимость, питание (предложить студентам самостоятельно покормить гидру науплиусами Artemia). При отсутствии живых гидр можно использовать постоянные тотальные препараты;
стрекательные капсулы разных типов, выстрелившие и невыстрелившие (давленый препарат щупалец с добавлением синьки);
*поперечный срез. - Колониальные гидроиды – 1 вид, рекомендуется Coryne. Можно заменить колониями атекатных Pennaria или текатных Obelia (у Obelia: форма колонии, морфология отдельного полипа, полиморфизм особей в колонии).
- Гидромедузы – 1 вид, рекомендуется Coryne или Stauridia.
Занятие 6. Сцифоидные и Кораллы
- Aurelia aurita:
медуза;
*сцифистома;
*эфира. - Актиния Aulactinia stella: поперечный срез полипа на уровне глотки.
- Скелет колониального шестилучевого коралла – 1 вид: форма колонии и характер её роста, отдельные кораллиты, склеросепты.
- Восьмилучевой коралл Gersemia fruticosa:
поперечный срез полипа на уровне глотки;
*отдельный полип (готовый тотальный препарат).
Занятие 7. Кольчатые черви
- Nereis sp.:
внешний вид, со спинной стороны; прорисовать можно только переднюю часть и задний конец тела;
*при наличии материала, показывать нереиса с вывернутой глоткой;
параподия атокной формы (на готовом препарате). - Дождевой червь Lumbricus sp.:
вскрытие;
поперечный срез.
Занятие 8. Панцирные и двустворчатые моллюски
- Tonicella marmorea: а) внешний вид со спинной и брюшной стороны;б) поперечный срез через середину тела.
- Anodonta cygnea: вскрытие (предварительно рассмотреть строение раковины у живого моллюска): расположение органов мантийной полости, ганглии – церебро-плевральные и висцеро-париетальные; *педальные ганглии во вскрытой ноге.
- *Глохидий – из жабр вскрываемых Anodonta или с готовых препаратов.
Занятие 9. Брюхоногие моллюски
- Виноградная улитка Helix pomatia:
рассмотреть вынутого из раковины моллюска, найти основные части тела;
вскрытие мантийной полости;
на вскрытии туловища – начальные отделы пищеварительной системы, кольцо нервных ганглиев, буккальные ганглии, гермафродитная половая система;
радула (на готовых препаратах): небольшой фрагмент. - Дополнительно демонстрируется живая улитка, у которой показывают части тела, щупальца, глаза, работу мускулатуры ноги и выделение слизи у ползущего моллюска, дыхание.
Занятие 10. Плоские черви
- Dugesia sp.: внешний вид живого червя, движение.
- Dendrocoelum lacteum (или другая турбеллярия) – поперечный срез в передней трети тела.
- Fasciola hepatica:
тотальный препарат с окрашенной пищеварительной системой;
тотальный препарат с окрашенной выделительной системой. - *Церкарии трематод (любых).
- Taenia solium:
сколекс;
гермафродитный членик;
*финны в мышцах промежуточного хозяина – демонстрационно.
Занятие 11. Хелицеровые
- Мечехвост Limulus polyphemus (или другой вид): внешний вид со спинной и с брюшной стороны (тагмы, число и морфология конечностей).
- Скорпион Buthus eupeus: внешний вид с брюшной стороны.
- Клещ Ixodes ricinus:
внешний вид со спинной или брюшной стороны (готовый микропрепарат);
*ротовой аппарат (отдельный препарат или с тотального препарата).
Занятие 12. Ракообразные
- Речной рак Astacus sp.:
внешний вид со спинной стороны;
препаровка конечностей: отпрепарированные конечности расположить по порядку на листе бумаги, подписать.
Зарисовывать рекомендуется конечности ротового аппарата, одну ходильную ногу с жаберным придатком, копулятивные ножки самца;
вскрытие: вскрытие жаберной полости, туловищной части головогруди и брюшка. - *Науплиус – планктонная личинка ракообразных. Лучше выбрать для показа науплиусов Copepoda.
Занятие 13. Многоножки и насекомые
- Lithobius: внешний вид.
- Кивсяк Pachijulus foetidissimus: внешний вид.
- Таракан (любой достаточно крупный для вскрытия):
внешний вид с брюшной стороны с развёрнутыми крыльями;
вскрытие;
ротовой аппарат (готовый препарат).
Занятие 14. Нематоды
- Угрица Panagrellus redivivus – живые свободноживущие нематоды: строение, движение.
Можно заменить на Turbatrix aceti, Rhabditis sp. - Ascaris sp.: поперечный срез самки.
- *Trichinella spiralis: личинки в мясе.
Занятие 15. Иглокожие
- Asterias rubens:
внешний вид с аборальной и оральной стороны;
небольшой фрагмент покровов аборальной стороны, крупно (иглы, педицеллярии, кожные жабры);
вскрытие;
поперечный срез луча;
личинка – демонстрационно (постоянный препарат или личинка из фиксированной пробы планктона).
Занятие 16. Зачёт
Зачёт рекомендуется проводить в форме индивидуальной беседы. На зачёте студенты должны предъявить полный комплект оформленных должным образом рисунков по всем занятиям практикума, уметь отвечать на вопросы по рисункам, разбираться в морфологии изученных на практикуме объектов.
В рамках курса проводится конкурс на лучший учебный зоологический рисунок.